Весь сайт
Chinese
English
Mongolian
Сохраняя традиции, создаём будущее!
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
Для слабовидящих

#ZaМир

Концерт оркестра бурятских народных инструментов ВСГАКИ

Концерт оркестра бурятских народных инструментов
ВСГАКИ

Настоящим откровением для слушателей стал концерт оркестра бурятских народных инструментов Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, лауреата международного и всероссийских конкурсов под руководством художественного руководителя и главного дирижёра, профессора Виктора Михайлова. Он, в какой-то мере, явил собой панораму нынешнего состояния исполнительского и композиторского творчества республики, ибо ещё на этапе составления программы предполагается создание аутентичных произведений для тех или иных инструментов и стимулируется их появление наряду с аналогами в виде уже существующих переложений. И здесь имеются в виду лаконично изложенные и обладающие особой изюминкой оркестровые миниатюры «Весёлые ритмы» и «На сурхарбане» Александра Прибылова, свидетельствующие о тонком чувстве у автора органики народно-национального музыкального мышления, равно как русского, так и  бурятского, коренящиеся в самой природе его таланта. В портфеле интересно работающего в жанре инструментальной музыки Галмандаха Баттулги исполнителей привлекли пьесы «Шоо» («Игра») из контраста образных и темповых сопоставлений и «Зууд» («Сны»), погружающая в состояние то благостных, то пугающих сновидений.

С точки зрения формирования репертуара здесь выявилось наличие двух направлений: разноплановые сочинения бурятских, монгольских и казахских авторов, отмеченные, с одной стороны, ярко выраженным азиатским колоритом и доходчивым тематизмом, с другой - остро ритмизованная и насыщенная терпкой мелодико-гармонической тканью сфера западной эстрадно-танцевальной музыки. …«Сжимаются стороны света, в мгновение сошлись времена, мой конь заповедный – планета, а песни – мои стремена».        

Концерт открылся выступлением ансамбля иочинисток (разновидность цимбал) под руководством старшего преподавателя Елены Данитовой - обладателя Гран-при Всероссийского фестиваля-конкурса, участника гала-концерта в Москве. Непринуждённо и с видимым удовольствием они окунулись в атмосферу заразительно-задорных «Весёлых ритмов» А. Прибылова, меланхолическую дымку «Забвения» А. Пьяццоллы, пёструю мозаику настроений прихотливого «Каприччио» О. Шаренды с фортепианными соло Натальи Акулининой.

… «И плывут над Азией Центральной горы в серебристой полумгле, хур уходит в мир свой изначальный, струны остаются на земле». Виртуозные приёмы игры на хуре по типу perpetuum mobile, т.е. беспрестанного движения, продемонстрировала многократный лауреат различных конкурсов Алима Арапчор с концертмейстером Ольгой Васильевой в Вариациях на казахскую тему «Дикий жеребец» Е. Брусиловского. Их сменил инструментальный ансамбль под управлением Нацагдоржа Нямдоржа, исполнивший «Фантазию» П. Сэтгэмжа и танго «Весна в Буэнос-Айресе» А. Пьяццоллы, пронизанные изломами причудливых ритмов и мелодий. В игре Елизаветы Цыдыповой на йочине и  Елены Макаровой на фортепиано ощущалось умение откликнуться на эмоциональный посыл пьесы Е. Тростянского, зарядиться им, выражая гротеск в подвижных разделах, сменяемый душевным трепетом в размышлении. То же  и в пьесе «Арван тавны сар» («Полнолуние») Э. Оюнтууя и Д. Лхагвасурэна, где йочинистка  Соёлма Намдакова и ятагистка (эквивалент гуслей) Евгения Томитова в стремлении услышать друг друга сумели достичь равноценного диалога в  партнёрстве.

Как и любой творческий коллектив, оркестр ставит своей задачей проявиться в качестве как солиста, так и аккомпаниатора для вокалистов и инструменталистов. Методика же репетиционной работы, как и профессиональная подготовка музыкантов-народников, требует от будущих дирижёров умения управлять оркестром. Потому с показом навыков владения мануальной техникой в концерте выступили Элина Чимитова с исполнением шуточной девичьей песни Арюной Лодоевой, Наранцацрал Жамбалрагчаа  - с Мелодией для лимбы П. Дамиранова, соло Б. Баттувшина, Елизавета Цыдыпова - с пьесой «Сэрсэн тал» («Проснувшаяся степь») Б. Шарава. Одним из украшений программы явился концерт для домры с оркестром Н. Будашкина  в переложении для йочина в исполнении Соёлмы Намдаковой, выявивший как техничность, эмоциональность и артистизм самой солистки, так и темброво-колористические свойства инструмента.

Пусть от очередного выступления студенческого коллектива не требуется академическое совершенство, однако для его достижения хотелось бы пожелать оркестру во главе с руководителем более внятного интонирования мелких длительностей без пренебрежения к ним на примере скажем, «Танца с саблями» из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» в виде проговаривания каждой, какой бы темп они не представляли.

Надежда Цибудеева, кандидат искусствоведения,  
заслуженный деятель искусств РБ, член Союза композиторов РФ