Весь сайт
Chinese
English
Mongolian
Сохраняя традиции, создаём будущее!
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
Для слабовидящих

#ZaМир

В КТЦ «Феникс» состоялся хоровой концерт студентов академии

В КТЦ «Феникс» состоялся отчетный хоровой концерт студентов академии. Инструментальное сопровождение концерта блестяще осуществили концертмейстер Марина Финько, преподаватель Дарья Коркина, художественный руководитель и хормейстер Людмила Швецова.

Пространство художественных впечатлений улан-удэнцев обогащают ежегодные студенческие спектакли и концерты образовательных учреждений культуры и искусств, которые являются обычно публичными представлениями дипломных работ. Однако не менее значительны и творческие отчеты –  результаты годовых занятий, ведь обучение в таких вузах и колледжах включает не только освоение теоретических знаний, но и выработку профессиональных – творческих – умений и навыков. Традицию таких творческих отчетов продолжил хоровой концерт студентов Академии культуры и искусств, привлекший внимание обширной аудитории.

Концерт стал масштабным событием по ряду причин: по количеству представленных произведений, их технической сложности, широте стилистического диапазона, разнообразию исполнительских манер. Небольшой хоровой коллектив, около половины которого составляют музыканты, не занимающиеся хоровым пением профессионально – будущие звукорежиссеры и учителя музыки – смог освоить и достойно представить сложные не только в техническом, но и в эмоционально-смысловом планах произведения.

 Художественный руководитель и хормейстер Людмила Швецова не побоялась включить в программу концерта «шлягеры» – популярные произведения, хорошо известные широкой слушательской аудитории в блестящих интерпретациях знаменитых хоров России и зарубежья. Восприятие слушателя в этом случае непроизвольно сравнивает эталонное звучание с тем, что он слышит в настоящий момент. Разница, конечно, есть. Назовем, хотя бы, отличие в исполнительских составах: в нашем случае это камерный хор и рояльное сопровождение. Но дело в том, что ранжирование исполнений неплодотворно, важнее определение степени решенности образно-эмоциональных и технических задач. Так, суперпопулярные хор «Аллелуйя» из оратории Генделя «Мессия» и хор плененных евреев из оперы Верди «Навуходоносор», лишенные мощной хоровой массы и оркестрового сопровождения, не потеряли ни в образности, ни в техническом воплощении, «Посеяли девки лен» предстала яркой мозайкой шутливых небылиц. Ария Женьки «Жди меня» из оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие», воспринимаемая уже как народная песня, в аранжировке для женского хора также волновала и трогала душу, однако в ее лирическом звучании ощущался внутренний драматизм, что укрупнило  содержание и  придало ему масштабность и глубину.

На мой взгляд, безусловной удачей стали три песни Брамса, хоры Фалика и Рубина, хор Чеснокова, пронзительный по мысли и красоте. Менее удались популярные произведения Рахманинова «Вокализ» и «Весенние воды». Им не хватило плотности звучания, в партии сопрано в высоком регистре чувствовалась усталость. Особое внимание привлекли три хора из цикла «Серебряная женщина» Дарьи Коркиной, премьера которого состоялась в 2008году, когда Дарья Леонидовна заканчивала Академию в классе композиции Виктора Усовича. Однако состав учебного хора постоянно меняется, и с каждым новым составом произведение приходится учить заново. Сложный музыкальный язык с нетрадиционными аккордами, необычным голосоведением, несимметричными размерами и полиритмией, темповыми и динамическими сдвигами, безусловно, труден для исполнения. Тем очевиднее вклад  Людмилы Швецовой в сценическую жизнь  цикла.

 Мастерство хормейстера проявляется в главном: хор «звучит». Ощутима творческая отдача каждого исполнителя, понимание каждым творческой задачи. Тщательность хоровой работы проявляется в чистоте интонирования, балансе партий, владении богатым арсеналом артикуляционных и динамических оттенков. Воспроизводя широкую эмоциональную амплитуду, хор успешно справляется и с выстраиванием аккордов, и с переплетением голосов в полифонических фрагментах. Важно, что за проработкой деталей хормейстер не упускает картину целого.

Хочется особо подчеркнуть редкое качество – стилистическую адекватность исполнения. Зарубежная музыка барокко (Гендель), классицизма (Моцарт) и романтизма (Брамс, Верди), русская классика (Чесноков, Калинников, Рахманинов), концертные обработки русских народных песен, произведения российских композиторов ( Фалик, Рубин), в том числе и выпускников ВСГАКИ ( Коркина, Красиков) звучали по-разному, отличаясь по сближенности либо контрастности тембров, воздушности и легкости – либо плотности и густоте. Духовная музыка звучала возвышенно и серьезно, Брамс – лирически проникновенно, музыка Верди приближалась к стилю бельканто, генделевский хор, торжественный и  ликующий, вызывал образ пышного убранства католических соборов.

Новой краской в палитре стилей хора стал своеобразный «вокальный театр», когда в миниатюрах Рубина хористы двигались по сцене, используя не только вокальные, но и пластические средства выразительности и «напрямую» общаясь с залом.  Конечно, возможность такого прочтения была заложена композитором, проявляясь в широком применении звуков нефиксированной высоты, наложении вокальных линий на ритмодекламацию, перекличках партий, резких тональных сдвигах, подвижности состава от унисона до восьмиголосия. Однако ведь и такие подробные «подсказки» можно воплотить по-разному, хору же «Академия» удалось в полной мере воспользоваться ими для создания ярких запоминающихся картин. Близкой по характеру оказалась «Фантазия» Олега Красикова, выпускника Академии по классу композиции Е. Олерской – концертное попурри из нетрадиционно обработанных русских песен, остоумно решенное в эстрадной манере.

Отметим тщательную работу с вербальными текстами – четкость дикции в любых темпах, даже в скороговорных фрагментах. То же относится и к текстам на латыни, итальянском и английском языках. Продуманно была выстроена композиция концерта, крайние блоки которого исполнялись смешанным хором, а средний блок – женским. Украсило концерт присутствие параллельной – поэтической линии: каждый номер предварялся поэтическим эпиграфом в исполнении заслуженной артистки России и Бурятии Людмилы Ильиной. Создавая нужную атмосферу, эмоционально настраивая и слушателей и исполнителей, это решение превратило хоровой концерт в музыкально-поэтическое представление. 

Инструментальное сопровождение концерта блестяще осуществили концертмейстер Марина Финько и преподаватель Дарья Коркина.

Отчетный концерт состоялся, будущий учебный год приведет в хор новых исполнителей, а Л. Швецова  уже намечает программу их выступлений.

О. Русинова, доцент ВСГАКИ,
 член Союза композиторов России.