Весь сайт
Chinese
English
Mongolian
Для слабовидящих

Баталова Сажида Растамовна


Баталова Сажида Растамовна

Руководитель центракандидат педагогических наук, доцент, председатель Ассоциации народов Бурятии, член Совета Ассамблеи народов России

Байкальский инновационный консалтинговый центр «Культура +» (БИКЦ) ФГБОУ ВО ВСГИК создан в апреле 2010 года. Заведующая, к.п.н., доцент Баталова С.Р.

Байкальский инновационный консалтинговый центр «Культура +» нацелен на внедрение в практику результатов научно-исследовательской работы и прикладных разработок студентов и преподавателей, создания инновационных проектов этнокультурного, поликультурного, социокультурного профиля в целях устойчивого и динамичного развития региона .

Руководит центром кандидат педагогических наук, доцент, председатель Ассоциации народов Бурятии, член Совета Ассамблеи народов России, Баталова Сажида Растамовна.

Специалисты центра проводят консультации академических структур по разработке моделей студенческих проектных мастерских, экспертированиесоциально значимых проектов, активно взаимодействуют с Правительством, министерствами и ведомствами, учреждениями культуры Республики Бурятия и регионов РФ.

На данный момент центром успешно реализуются проекты:Школа Лидера, Школа социокультурного проектирования. Постоянно действующие школы пользуются большой популярностью у студентов и активов молодежных землячеств РБ. Результатом обучения в школах являются социально значимые этнокультурные проекты, мультимедиа продукция, необходимая для Байкальского региона.

Цель:

  1. Создание инновационных стажировочных площадок культуры, разработки и внедрения инновационных моделей по творческо-развивающему и инклюзивному образованию для специалистов и слушателей курсов и для реализации инновационного сценария культурного развития Байкальского региона и Сибири.
  2. Объединение интеллектуально-творческого потенциала высококлассных менеджеров в области культуры для обучения специалистов из учреждений культуры регионов проектной продуктивной деятельности по разработке совместных программ и проектов сохранения, популяризации и развития этнокультуры, межкультурного взаимодействия, менеджмента в сфере культуры.

Задачи:

  1. Оборудование учебной базы Центра в академии и организация работы выездной летней Байкальской школы креативных менеджеров в 2016-2017 гг.
  2. Разработка и проведение корпоративных курсов и тренингов по проектированию и моделированию социокультурной среды для студентов, специалистов НКЦ и ЭКЦ, мигрантов, работников культуры и образования (ежегодно).
  3. Экспертиза этнокультурных и социокультурных проектов специалистов учреждений культуры для районов Бурятии (ежегодно).
  4. Инициирование разработки региональной межведомственной программы «Байкальская цивилизация» для социокультурного, межкультурного, межэтнического и межконфессионального развития региона Бурятии до 2030 г.
  5. Разработка к 2018 году энциклопедии «Практика социально-культурных инноваций».

Основными функциями Центра являются:

  • разработка программ и проектов творческо-развивающего, инклюзивного образования;
  • создание моделей творческо-развивающей среды;
  • создание и апробация туристских, музейных, культурно-образовательных продуктов;
  • включение студенческой элиты в стратегически важные общеакадемические проекты;
  • проведение стажировочных площадок для педагогов и специалистов Бурятии, СФО и России, занимающихся инклюзивным и творческо-развивающим образованием.

Структура:

  • Школа «Лидер» и Школа социокультурного проектирования
  • Студенческие проектные мастерские
  • Презентация социокультурных инноваций
  • Конкурсы лучших студенческих проектов
  • Внедрение проектов

  • Школа «Лидер» позволяет адаптировать первокурсников к учебной, проектной и общестенно значимой деятельности, а также формировать лидерские, коммуникативные, личностные компетенции будущего руководителя в сфере культуры.
  • Школа социокультурного проектирования (рук. Баталова С.Р.) призвана обучить студентов 2-4 курса разработке социально значимых, социокультурных общеакадемическихпроектов, реализующихся на региональном и межрегиональном уровне и привлечение финансовых средств на их реализацию.
  • Студенческие проектные мастерские (рук. Лосева А.В.) нацелены на апробацию социально значимых проектов студентов и заменят устаревшую модель кружков, руководителями которых в прошлом году являлись студенты 4-5 курса. СПМ - это возможность готовить для отрасли культуры новое поколение менеджеров культуры, которое будет мыслить современными категориями. С другой стороны, поток проектов создает базу для практики и занятости студентов социальным проектированием от замысла до реализации конечного продукта.

Фото

Балькальский Сабантуй

Письма

При поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства РБ БИКЦ осуществляет проект по созданию и поддержке интерактивного веб-сайта «BDK -Байкальский диалог культур». Начата разработка инвестиционного мега-проекта «Байкальская цивилизация», где представлены идеи по созданию анимационных площадок на узловых точках федеральной трассы, в местах культурного паломничества и культурно-цивилизационных зонах Республики Бурятия, а также по инновационному развитию национальной и традиционной культуры и жизнедеятельности муниципальных поселений республики.

В рамках республиканской межведомственной программы «Байкальское милосердие в Республике Бурятия на 2010-2011 годы» БИКЦ организовал выезд агитпоезда «Диалог равных» в детские дома и школы-интернаты республики. В состав агитпоезда вошли студенты педагогического отряда кафедры педагогики и психологии, преподаватели гуманитарно-культурологического факультета академии, активисты Ассоциации студенческих организаций ВСГАКИ «Байкальские кедры».

Во время выездов в Мало-Куналейский детский дом, Усть-Алтачейскую школу-интернат, Тарабагатайский и Ново-Брянский социально-реабилитационные центры была оказана методическая, психологическая и юридическая помощь учителям, воспитанникам и воспитателям детских домов; проведены семинары-тренинги, ролевые и коррекционные игры с применением методов арт-терапии «Волшебный песок», «Магия сказки», «Мир права», «В ритме танца», успешно прошла презентация проекта, профориентационная работа и творческая совместная деятельность студентов и воспитанников.

При финансовой поддержке Фонда защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва) для воспитателей и воспитанников были изготовлены методические пособия, справочники, буклеты, брошюры в целях профилактики асоциального поведения, насилия и формирования толерантного сознания детей и молодежи. На реализацию проекта БИКЦ было привлечено 165 тыс руб. В 2011-2012 году на осуществление проекта будет выделено дополнительно 165 тыс.руб.Реализация проекта позволила заключить договора о сотрудничестве академии с Администрациями сельских образований и муниципальных поселений Бичурского, Мухоршибирского, Заиграевского, Тарбагатайского районов РБ.

В 2013 году проект «Байкальская школа толерантности» стал победителем Сибирского Форума студенческих инициатив с суммой гранта 50 тыс. руб.

В 2014 году при поддержке Министерства образования Российской Федерации заведующей БИКЦ Баталовой С.Р. было издано 23 учебно-методических пособия и монографии для педагогов дополнительного образования, учителей образовательных учреждений с привлечением финансовых средств на сумму более 200 тыс.руб.

В 2015 году БИКЦ принял участие в реализации проекта «Постановка этнофеерии «Сказание о древних татарах» при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан с привлечением во ВСГИК сумму 50 тыс. руб.

БИКЦ также принимал участие в разработке международных проектов по адаптации мигрантов в социокультурной среде европейских государств совместно с волонтерами из Италии и Великобритании.

На базе БИКЦ «Культура +»с 2016 года начинает работу Байкальская школа креативных менеджеров культуры, где будет проходить обучение и консультирование специалистов по инновационному менеджменту и стратегическому маркетингу, проектированию, брендингу, фандрейзингу в области культуры.

Проект «Создание корпоративной школы креативных менеджеров»

Миссия школы: Профессионализм и инновации успешных и креативных, дерзких и

амбициозных культурному разнообразию и процветанию регионов!

Школа креативных менеджеров – структура, создающая наиболее благоприятные условия для начала предпринимательской деятельности и стартового развития малых предприятий. В школу креативных менеджеров входят лидеры студенческих групп, сотрудники малых предприятий, работают рядом, общаются, перенимают опыт друг друга, делятся оригинальными мыслями, сообща апробируют новые подходы к организации предпринимательской деятельности. В школе креативных менеджеров возникает среда для неформальных контактов, образуется своеобразный микроклимат, благоприятный для раскрытия творческого потенциала личности.Школа креативных менеджеров позволит продвигать инновационные идеи студентов в социокультурной среде вуза.

Нормативно-правовая база: структурное подразделение БИКЦ - школа креативных менеджеров создается в соответствии с приказом Рособразования от 15 марта 2007 г. № 504 «О мерах по созданию в 2007 году инновационных производственных школа для студентов, аспирантов и научных работников с использованием недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию» в целях совершенствования научно-исследовательской и проектной деятельности студентов академии.

Цель проекта:

  1. Создание корпоративной школы креативных менеджеров в сфере культуры для реализации инновационного сценария культурного развития Байкальского региона и других регионов России.
  2. Объединение интеллектуально-творческого потенциала высококлассных менеджеров в области культуры для обучения специалистов из учреждений культуры регионов проектной продуктивной деятельности по разработке совместных программ и проектов сохранения, популяризации и развития этнокультуры, межкультурного взаимодействия, социального и культурного менеджмента.

Задачи:

  1. Оборудование учебной базы и организация работы выездной летней Байкальской школы креативных менеджеров в 2016-2018 гг.
  2. Разработка и проведение корпоративных тренингов по проектированию и моделированию проектной социокультурной среды «Практика социально-культурных инноваций» для специалистов НКЦ и ЭКЦ, работников культуры и образования (ежегодно).
  3. Разработка, презентация и экспертиза этнокультурных и социокультурных проектов специалистов учреждений культуры для районов Бурятии (ежегодно).
  4. Разработка проектной региональной программы развития этнокультурного кластера Республики Бурятия «Байкальская цивилизация» до 2025 г. Срок 2016-2017гг
  5. Издание в 2017 году методического пособия «Байкальская цивилизация: модель этнокультурного кластера для социально-экономического развития Республики Бурятия»

Условия создания успешных проектов:

  • Отдельная аудитория 308 а, оборудованная офисной мебелью и компьютерной техникой с полным обеспечением телекоммуникационных услуг.
  • Команда школа креативных менеджеров обеспечивает сопровождение своих резидентов на всем периоде их пребывания в школе креативных менеджеров: от оказания содействия развитию инновационных проектов на ранних стадиях (seedstage) до их реализации в форме малых инновационных предприятий – производителей наукоемкой продукции (startups).
  • Размещение проектных команд вшкола креативных менеджеров осуществляется по итогам работы Байкальской школы менеджеров культуры ВСГАКИ или общеакадемического конкурса инновационных идей и по итогам участия в программах «ПЕРСПЕКТИВА» и «СТАРТ».
  • Разработана и действует Модель стимулирования проектной, проектной, предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава.

Результаты работы школы креативных менеджеров : постоянный поток инновационных проектов с конкурентоспособными товарами в области культуры, что, с одной стороны, создает социокультурный кластер Байкальского региона и Сибири. Это - возможность готовить для отрасли культуры новое поколение менеджеров культуры, которое будет мыслить современными категориями. С другой стороны, поток проектов создает базу для практики и занятости студентов социально направленном предпринимательством.

В целом деятельность школа креативных менеджеров направлена на создание условий для организации и эффективной деятельности научно-исследовательских коллективов и малых инновационных предприятий, включающих студентов, аспирантов и научных сотрудников академии культуры для реализации инновационных научно-технических идей, социальных и бизнес-проектов. Этот опыт успешности студента в реализации своей Идеи – залог проектной активности во взрослой жизни, в любой профессии. Так, организуя «цепочку успешности», мы переходим от обучения только творческому мышлению - к обучению мышлению инновационному, умению реализовывать свои идеи на практике, создавая команду из различных специалистов.

Переход к инновационному пути развития современной российской экономики ставит задачу создания большого количества конкурентоспособных товаров и услуг, в том числе культурно-образовательных. Наши студенты должны эффективно реализовывать свои идеи в учреждениях культуры, т.е. стать настоящими инновационными предпринимателями в сфере культуры.

Для осуществления внешних связей и привлечения дополнительных финансовых средств в 2016-2018 году БИКЦ предлагает новые курсы инклюзивного и творческо-развивающего образования «Байкальский инклюзив».

Модуль. Байкальский инклюзив: твоя успешная карьера!

Бурятия – это благословенная земля, которая может поделиться своим теплом с гостями и страждущими, земля, на которой рождается много талантов и мудрецов.

Пояснительная записка. Современное инклюзивное образование, являясь неотъемлемой и важной частью международной программы ЮНЕСКО «Образование для всех» основано на целостном понимании социальной инклюзии, требующем переосмысления принципов международной и национальной образовательной политики. Что означает равное представление возможностей всем обучающимся получать высококачественное образование и развивать свой потенциал: религиозным и национальным меньшинствам, коренным жителям, рассматриваемым второстепенными социальным и экономическим группам, уязвимым группам, иммигрантам, инвалидам и социально незащищенным категориям населения. Проблемы институализации инклюзивного образования должны быть связаны с необходимостью установления прозрачных границ, как между различными образовательными учреждениями, так и между общественными объелинениями, в той или иной мере определяющими условия открытости, толерантности социальных отношений, нравственную атмосферу в обществе и ценностные приоритеты его развития.

Значение. Создание пяти стажировочных площадок «Байкальская модель инклюзивного творческо-развивающего образования» (на базе Центра развития творческого потенциала и инфраструктуры воображения ВСГАКИ) для педагогических работников системы профессионального, коррекционного, дополнительного, общего и дошкольного образования. Разработка сайта ВСГАКИ и Министерства образования и науки РБ www.Baikal-unklyzive-kreative.ru для разработки эффективных моделей инклюзивного творческо-развивающего образования, разработки совместных программ и проектов и интеграции субъектов образования, формирования и культивирования идей духовного сотрудничества субъектов интеграции, создания обстановки толерантности, творческой активности и комфортности обучения.

I. Стажировочная площадка педагогических работников системы профессионального, общего, дополнительного и дошкольного образования «Диалог равных»

Цель: Освоение новых воспитательных и творческо-развивающих технологий педагогическими работниками системы общего и дошкольного образования для снижения стрессового состояния и конфликтных ситуаций, формирования толерантных отношений, улучшения психоэмоционального климата воспитанников в образовательной среде детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров.

Мероприятия:

  1. Разработка программ по­вышения квалификации педагогических работников, работающих с детьми, нуждающимися в особой заботе государства через проведение семинаров-презентаций, семинаров-тренингов и индивидуального консультирования педагогов и воспитателей.
  2. Разработка тренингов и семинаров-практикумов с применением арттерапевтических методов.
  3. Обучение студентов профессиональным компетенциям, практической социально-педагогической работе через совместную творческую деятельность педагогического отряда АСО «Байкальские кедры», воспитателей, педагогов и воспитанников детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров.
  4. Организация арт-десанта «Диалог равных» педотряда «Байкальские кедры» в детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры.

II. Стажировочная площадка педагогических работников системы коррекционного, общего, дополнительного и дошкольного образования «Планета любви»

Цель: Освоение педагогическими работниками системы общего и дошкольного образования методик артподдержки людей с ограниченными возможностями и создание эффективных моделей инклюзивного творческо-развивающего образования.
  1. Подготовка программы и учебно-методических материалов для педагогов системы общего образования.
  2. Разработка и проведение тренингов и семинаров-практикумов.
  3. Организация передвижного мультимедиа-кабинета для выездов агитпоезда «Диалог равных» в сельские муниципальные образовательные учреждения.
  4. Организация арт-галереи «Диалог разных и равных» для демонстрации творческих коллективных работ слушателей школ и их воспитанников.

III . Стажировочная площадка педагогических работников системы профессионального, коррекционного, общего, дополнительного и дошкольного образования «Байкальские жемчужинки»

Цель: организация стажировочной площадки педагогических работников для реализации потенциальных возможностей одаренных детей в создаваемой творческо-развивающей среде учреждений образования и культуры.

Значение. Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).

  1. Модели создания творческо-развивающей среды учреждений образования.
  2. Семинары-тренинги по развитию творческого потенциала субъектов обучения.
  3. Создание креативных проектов слушателями площадки.
IV . Стажировочная площадка педагогических работников системы коррекционного, общего, дополнительного и дошкольного образования «Диалог культур»

Цель: воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном (на примере Республики Бурятия).

Мероприятия.

  1. Разработка и апробация моделей поликультурного и межконфессионального образования на базе Байкальской школы толерантности.
  2. Подготовка программы и учебно-методических материалов для педагогов системы дошкольного образования: Модули «Ожерелье Байкала»,«Радужка», «Вместе весело шагать!».
  3. Подготовка программы и учебно-методических материалов для педагогов системы общего образования:
    • «Религии мира и добра»,
    • интегрированного курса «Мировидение»,
    • Мы разные, но мы – вместе!
  4. Фото 4 Проведение курсов повышения квалификации педагогических работников системы общего и дошкольного образования по вопросам разработки моделей поликультурного и межконфессионального образования.
  5. Организация и проведение курсов повышения квалификации педагогических работников системы дошкольного образования по вопросам формирования гражданской идентичности в поликультурной среде.
V . Создание на базе ФГБОУ ВПО ВСГАКИ регионального Центра адаптации и интеграции мигрантов

Цель: создание условий для адаптации мигрантов из СНГ и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе Республики Бурятия.

Мероприятия.

  1. Проведение независимых социологических опросов по проблемам адаптивности мигрантов, межэтнического и межконфессионального взаимодействия в подростковой и молодежной среде (Республика Бурятия).
  2. Проведение круглого стола по проблемам адаптации мигрантов из СНГ в РБ.
  3. Проведение курсов адаптации мигрантов на базе Байкальской школы толерантности ВСГАКИ:
    • русский язык,
    • история и культура России,
    • законодательство РФ (Конституция, миграционное законодательство и др.),
    • традиционные ценности российского Ислама,
    • Байкальский диалог культур (культура, география, традиции и обычаи, традиционные религии Бурятии, достопримечательности Улан-Удэ и Республики Бурятия).
  4. Организация и проведение совместно с Домом дружбы народов и Ассоциацией студенческих организаций ВСГАКИ «Байкальские кедры» праздника Весны у тюркских народов «Навруз».
  5. 18 декабря Международный день мигранта - организация и проведение совместно с Комитетом по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив.
  6. Организация и проведение республиканской акции «Бурятия - территория толерантности, диалога культур и мира» (или «Мы живем в России») совместно с Комитетом по межнациональным отношениям Администрации Главы и Правительства Республики Бурятии, УФМС РФ по РБ (Миграционной службой РБ).

Фото 2Фото 3

Результаты:

  • программа повышения квалификации для педагогов системы общего образования, учебно-методические материалы, общий объем – не менее 3 п.л.;
  • учебный курс - 72/144 ч (1 блок - русский язык и культура) + 72/144 ч (6 блоков);
  • охват - не менее 5 диаспор из СНГ; общее количество слушателей - не более 300 чел. В группах - не более 15-20 чел.;
  • сертификаты государственного образца;
  • заключение трехстороннего договора (Дом Дружбы, УФМС и центр проф. подготовки) о профессиональном обучении мигрантов по наиболее востребованы специальностям;
  • охват – не менее 5 диаспор из СНГ и не менее 5 НКА и НКЦ Республики Бурятия;
  • участие АСО «Байкальские кедры»;
  • общее количество участников – не более 150 чел., продолжительность - 1 день;
  • отчет о проведении акции (объем – не менее 2 п.л.);
  • списки участников;
  • сочинения слушателей БШТ о России;
  • выставка детских рисунков о России «Мы живем в России».

Структура

Фото 5

Фото 6

С 15 по 19 сентября 2014 г. в г. Благовещенске и в г. Хэйхе Китайской народной республики прошел V Международный слёт молодежи «Мир, где нет чужих», где приняли участие студенты 11 вузов, школьники, лидеры и волонтеры национальных диаспор Санкт-Петербурга, Москвы, Урала, Сибирского и Дальневосточного федерального округа РФ и 6 университетов Северо-Востока Китая.

Результатом стала победа Ассоциации студенческих организаций «Байкальские кедры» ВСГАКИ в конкурсе социальных и культурных проектов слета и достойное участие в научно-практической конференции «Молодежь мира – шаг навстречу».

Фото 7