Весь сайт
Chinese
English
Mongolian
Сохраняя традиции, создаём будущее!
Восточно-Сибирский государственный институт культуры
Для слабовидящих

#ZaМир

Культурологическое образование и наука в восточной сибири: актуальные проблемы и перспективы

РЕШЕНИЕ
заседания регионального круглого стола 

«КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ», 

посвященного 10-летию кафедры культурологии гуманитарно-культурологического факультета ФГОУ ВПО ВСГАКИ и
10-летию Диссертационного совета ДМ 210.002.01.

20 мая 2011 года в городе Улан-Удэ состоялось заседание регионального  круглого стола, посвященного анализу состояния и проблем культурологического образования и науки в Восточной Сибири. В работе этого форума приняли участие преподаватели культурологии, студенты, аспиранты,  магистранты,  докторанты и соискатели-культурологи ВСГАКИ, ВСГТУ, БГСХА, СФУ, члены Восточно-Сибирского регионального отделения «Научно-образовательного культурологического общества Российской Федерации» (НОКО).

В выступлениях участников круглого стола и развернувшейся затем дискуссии было отмечено, что в последние годы в государственной политике России и в ее геополитических интересах четко обозначилась тенденция форсированного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Подтверждением тому является «Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона», которая была принята Правительством Российской Федерации в 2010 г.

В этих условиях возрастает роль гуманитарной экспертизы тех процессов и явлений, которые происходят сегодня на огромной полиэтнической  и  мультикультурной территории восточных районов страны. Фундаментальные изменения базисных экономических оснований объективно предопределяют возрастание роли культурологической науки и культурологического образования в данном регионе, это, в свою очередь, позитивным образом влияет на формирование адекватной культурной политики и ее ресурсного обеспечения.

Большая заслуга в деле подготовки научных и педагогических  кадров принадлежит Восточно-Сибирской государственной академии культуры и  искусств,  на базе которой  в  2000г. была создана кафедра теории и истории культуры,  в 2001 г. были открыты первый на Востоке страны диссертационный совет по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций в области культурологии, первая аспирантура, а затем и докторантура по культурологии.  Важнейшая роль ВСГАКИ как образовательного и научного центра Восточной Сибири отдельной строкой прописана в упомянутой выше «Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона».

В настоящее время подготовкой специалистов-культурологов  в нашем регионе, кроме ВСГАКИ, занимаются Восточно-Сибирский государственный технологический университет и Забайкальский гуманитарно-педагогический университет. Активное участие в деле подготовки специалистов-культурологов принимают Сибирский федеральный университет (г.Красноярск), Читинский госуниверситет и Арктический институт культуры и искусств (г.Якутск).

Два десятилетия назад в городах Восточной Сибири не было ни одного доктора или кандидата культурологии. Сегодня в вузах этого региона работают 8 докторов и более 80-ти кандидатов культурологии.

Однако в большинстве городов Восточной Сибири, несмотря на значительное число вузов и средних учебных заведений культуры и искусства, ощущается острый недостаток квалифицированных кадров - профессиональных культурологов. Можно с уверенностью констатировать, что до средней школы, ПТУ, колледжа или лицея всех городов региона, включая столицы республик, краев и областей, профессиональный культуролог еще не дошел, и предметы культурологического цикла здесь преподаются, за редким исключением, непрофессионалами.

Положение в значительной степени усугубляется тем, что работники органов культуры  республик, краев и областей региона, их управленческие структуры на местах, за редким исключением, практически равнодушны к сотрудничеству с культурологами. Многие чиновники, работающие в сфере культуры,  не понимают значимости и перспективности культурологического всеобуча, культурологического воспитания населения, особенно подрастающих поколений.

В результате коллективного обсуждения существующих реалий и проблем в культурологическом образовании и науке Восточно-Сибирского региона участники  круглого стола сформулировали следующие предложения:

1. Разработать комплексную программу развития культурологической науки в регионе. Определить фундаментальные и прикладные направления, обратив особое внимание на региональный аспект культурологических исследований.  Усилить взаимодействие с ведущими научными центрами и вузами региона в формировании научной проблематики. Принимать более активное участие в научном обосновании планов  социально-экономического развития субъектов РФ,  расположенных на территории Восточной Сибири.

2. Качественно улучшить систему культурологического образования в регионе, для чего требуется решение следующих задач: повышение профессионального уровня ученых,  преподавателей вузов и ссузов; разработка новых образовательных направлений,  предметов национально-регионального компонента; обработка и публикация статистических данных  о рынке образовательных услуг и рынке труда специалистов  культурологического профиля в  Восточной Сибири; проведение конференций представителей  образовательных учреждений по вопросам стратегии и тактики подготовки специалистов, анализа современной ситуации в культурологическом образовании.

3. Приступить  к формированию рынка труда специалистов- культурологов в Восточной Сибири. Инициировать издание нормативной базы по специальности «Культурология» государственными организациями и учреждениями,  компетентными за разработку соответствующих документов (номенклатуры,  реестры и др.), регулирующими профессиональную структуру рынка труда Российской Федерации. Осуществлять эффективную маркетинговую политику на рынке труда Восточной Сибири, используя инновационные технологии для продвижения на этом рынке специалистов-культурологов (мониторинг, реклама, ярмарки, выставки, дни открытых дверей и т.д.)   

4. Кафедрам культурологии, диссертационным советам вузов Восточной Сибири при утверждении тем магистерских, кандидатских и докторских диссертаций обратить особое внимание на тесную связь исследуемых проблем с задачами инновационного развития восточных районов страны, с сохранением культурного многообразия и решением насущных проблем межкультурного взаимодействия с государствами сопредельных территорий.

5. Повысить роль «Восточно-Сибирского регионального отделения научно-образовательного культурологического общества РФ». Оно должно выступать научно-методическим центром по обмену опытом в деле подготовки специалистов-культурологов, принимать участие в разработке прогнозов, предлагать рекомендации по развитию культурологической науки в регионе. Первым шагом в этом направлении может быть создание постоянно действующего культурологического семинара ученых, преподавателей, студентов, всех членов ВСРО НОКО РФ на базе ВСГАКИ. Целесообразно также на базе ВСГАКИ создать на хозрасчетной основе систему краткосрочных курсов культурологического всеобуча для работников органов управления культуры Восточной Сибири.

 6. С целью повышения значимости разработки проблем региональной культуры активизировать пропаганду и стимулирование научных трудов культурологов Восточной Сибири, используя арсенал средств массовой информации и  другие доступные каналы.

Участники регионального круглого стола выражают надежду на то, что подобные совместные встречи будут способствовать развитию культурологической науки и образования в регионе.