Весь сайт
Chinese
English
Mongolian
Для слабовидящих

Кафедра иностранных языков и общей лингвистики

IMG_5146 копия.jpg
Хобракова Людмила Матвеевна

заведующая кафедрой, кандидат филологических наук, доцент

Контактная информация:

670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, ФГБОУ ВО ВСГИК, ауд. 117 (кафедра иностранных языков и общей лингвистики)

Телефон деканата Гуманитарно-информационного факультета:+7(3012) 23-22-00

Общая информация о кафедре

В 1962 году в результате реорганизации кафедры общенаучных дисциплин была образована кафедра иностранных языков под руководством ст. преподавателя Августиновича А.И. Основными языками кафедры были английский, немецкий, французский. Становлению и развитию кафедры способствовали такие преподаватели, как Ешенко Т.П., Кирикова П.И., Светозарова М.Л., Цыремпилон Д.Д., Рачкова Г.А., Продайвода Л.К., Быстрова Н.А., Мохосоева В.М., Табитуев В.В., Фролова Э.Г., Забанова Л.Е., Хобракова Л.М. и др.

              В 1983 году состоялось объединение кафедр русского и иностранных языков под руководством ст. преподавателя Ким Е.Л. (1983-1987 гг.), к.ф.н. Шулуновой Л.В. (1987-1990 гг.). В 1990 году произошло разделение на две самостоятельные кафедры: иностранных языков под руководством к.ф.н. Мохосоевой В.М. и русского языка и страноведения под руководством к.ф.н. Шулуновой Л.В. С 1994 по 2005 гг. зав. кафедрой иностранных языков – доцент Рачкова Г.А.  

              В 1990 г. кафедра русского языка и страноведения была переименована в кафедру  восточных языков и лингвострановедения. Данный шаг был продиктован настоятельной необходимостью более внимательного отношения к подготовке специалистов в вузе культуры с учетом региональных, профессиональных, национальных особенностей. В частности, дисциплины, преподаваемые на кафедре восточных языков и лингвострановедения, составляют основной компонент этнокультурного образования, призванного способствовать максимальному удовлетворению формирующихся и развивающихся культурно-образовательных запросов и потребностей этноса, а также гармонизации межэтнических отношений средствами образования. Организатором кафедры явилась д.ф.н., член-корр. СО АН ВШ, проф. Л.В.Шулунова, заслуженный деятель науки РБ, которая успешно заведовала  кафедрой на протяжении многих лет. Вместе с ней на кафедре работали доценты Арбанова А.М., к.ф.н. Бадмаева Л.Б., Ким Е.Л., Лихатина А.П., д.и.н., заслуженный деятель науки РБ Нимаев Д.Д, к.п.н., заслуженный работник образования РБ Нимаева И.Б., Очирова Г.Н. и др. Кафедрой восточных языков и лингвострановедения с 1999 по 2005 гг. заведовала к.ф.н., доц. Лазарева А.А.

          В 1999 г. кафедра общей и прикладной лингвистики выделилась из состава кафедры восточных языков и лингвострановедения по инициативе проф. Л.В. Шулуновой, которая возглавила новую кафедру. Создание кафедры было обусловлено необходимостью обеспечения лингвистической подготовкой студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Основная цель создания кафедры лингвистического профиля определялась задачами совершенствования речевых навыков обучаемых и повышением их языковой компетенции. Диапазон научной квалификации преподавателей отражает формирование речевой компетенции студентов по разным отраслям гуманитарных знаний: д.филол.н. (Шулунова Л.В.), к.филол.н. (Дамбиева Э.Б., Ринчинова А.В., Хилханова Э.В., Шойбонова С.В.), к.культурологии (Амгаланова М.В.), к.филос.н. (Харанутова Е.И.), доцент, специалист по РКИ ( Лихатина А.П.).

            С 2001 по 2005 гг. при кафедре общей и прикладной лингвистики функционировала научно-исследовательская лаборатория социолингвистики и речевых коммуникаций, занимавшаяся разработкой актуальных проблем языковой политики, социальной дифференциации языка, языковой нормы, речевого поведения и др.

              В связи с принятием и реализацией Программы модернизации образовательной системы на базе кафедры иностранных языков, кафедры общей и прикладной лингвистики и кафедры восточных языков и лингвострановедения была создана кафедра иностранных языков и общей лингвистики (приказ ректора №8/6 от 21.01.06). Зав. кафедрой – к.ф.н., доц. Шойбонова С.В.

             С 2007 г. по 2012 гг. зав. кафедрой – д.ф.н., доц. Хилханова Э.В.

В настоящее время кафедра иностранных языков и общей лингвистики представляет собой активный творческий коллектив педагогов, имеющих большой научно-методический потенциал. Кафедра входит в состав гуманитарно-информационного факультета ВСГИК и продолжает осуществлять учебную, методическую работу по лингвистическим дисциплинам, научно-исследовательскую работу по проблемам лингвистики, культурологического образования, преподавания восточных и европейских языков.

 С 2013 года и по настоящее время зав. кафедрой – к.ф.н., доц. Хобракова Л. М.



Профессорско-преподавательский состав

Профессорско-преподавательский состав кафедры в 2015 году

Потенциал кафедры иностранных языков и общей лингвистики, состоящей из специалистов с базовым филологическим, лингвистическим и педагогическим образованием, подтвержден учеными степенями (остепененность кафедры – 100%), учеными званиями доцента, наградами и сертификатами. На кафедре иностранных языков и общей лингвистики 7 штатных преподавателей, из них 1 доктор наук, 6 кандидатов наук, 6 доцентов, 1 старший преподаватель. Все преподаватели кафедры имеют опыт работы в вузе по профилю преподаваемой дисциплины не менее 15 лет

  • Хилханова Э.В. – д.ф.н., доцент
  • Хобракова Л.М. - к.ф.н., доцент
  • Шойбонова С.В. – к.ф.н., доцент
  • Забанова Л.Е - к.ф.н., доцент
  • Цыбденова Б.Ж. – к.с.н., доцент
  • Прокопьева Ю.Ф. – к.ф.н., доцент
  • Рупышева Л.Э. –  к.ф.н., ст. преп

bf6cc706.jpg

Учебная и учебно-методическая работа

Кафедра обеспечивает преподавание следующих дисциплин: иностранный язык (английский, французский, немецкий, монгольский, китайский), деловой английский (проф.), деловое общение на иностранном языке, межкультурная коммуникация, русский язык как иностранный и др.

Инновационные проекты, технологии и методики в учебном процессе

Переход на новую уровневую систему высшего образования (ВО) и новые  федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3+) потребовал  модернизации и разработки УМКД для реализации учебного процесса программ специалитета,  бакалавриата и магистратуры по всем дисциплинам кафедры: паспортов, аннотированных программ, рабочих программ, учебных пособий, методических рекомендаций,  фонда компетентностно-ориентированных оценочных средств, включая контрольно-измерительные материалы.

На кафедре большое внимание уделяется освоению и внедрению  новейших методик преподавания лингвистических дисциплин, инновационных технологий  в учебный процесс. Педагогами кафедры активно применяются различные образовательные технологии на лекционных и практических занятиях, такие как технологии коммуникативного обучения, элементы интенсивной методики, проектные технологии, информационно-коммуникационные технологии, аудиовизуальные технологии включая видеотренинг, групповые технологии,  кейс-технологии: метод ситуационного анализа, метод ситуационно-ролевых игр, игровое проектирование,  дискуссионное обсуждение;  технологии имитационного моделирования, творческо-развивающие технологии, технологии развития критического мышления, однако некоторые технологии требуют дидактической разработки. Освоение новейших методик лингводидактики выражается, к примеру, в учебных курсах «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Риторика», где активно применяются такие технологии, как видеосъемка, просмотр и анализ видеовыступлений, видеоролики, аудиозаписи. Широко применяется проектная методика.

Особого упоминания заслуживают проведение кафедрой межвузовского методического семинара по дидактическим проблемам межкультурной коммуникации (2011 г.), разработка и проведение доц. Хобраковой Л.М.  открытой лекции по реализации и дидактическому обеспечению метода кейс-стади как современной технологии профессионально-ориентированного обучения» (в рамках курсов повышения квалификации «Реализация компетентностного подхода в системе ВПО»), а также проведение доц. Забановой Л.Е. и Хобраковой Л. городского методического семинара для преподавателей английского языка ссузов и вузов г. Улан-Удэ по теме «Некоторые аспекты преподавания английского языка за рубежом (из опыта языковой стажировки в «ATC Language & Travel», Дублин, Ирландия», цель которого – знакомство  слушателей с технологиями, широко используемыми в западной лингводидактике.

Другое направление учебно-методической работы направлено на эффективное учебно-методическое обеспечение аудиторных и внеаудиторных занятий. С 2010 по 2015 гг.  преподавателями кафедры разработано и издано более 40 учебных пособий, методических указаний и тестовых заданий. Пособие  по межкультурной коммуникации Забановой Л.Е. и Хобраковой Л.М. (6 п.л.) получило гриф УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов.

В учебном процессе используются оригинальные комплексы для всех уровней овладения английским языком, изданные в западных издательствах Cambridge University Press, Oxford University Press, Macmillan, аудио записи, компакт-ди

Международные связи

Кафедра способствует установлению деловых, творческих контактов с зарубежными странами: Чанчуньским политехническим университетом (КНР), Рурским университетом (ФРГ), университетом им. Дж. Вашингтона (США), Институтом социальной антропологии им. М. Планка (Германия) и др. В 2010 г. по инициативе и содействии Хилхановой Э.В. фольклорный ансамбль «Шаркуны» участвовал в «Днях России в Бохуме» (ФРГ).

Преподаватели кафедры участвуют в международных научных конференциях, активно занимаются переводческой деятельностью, обеспечивая письменные и устные переводы (английский, монгольский, китайский и немецкий языки) на международных симпозиумах, конференциях и Круглом столе: «Байкальские встречи», «Культурное пространство России и Монголии», «Бурятия и Монголия: перспективы сотрудничества в сфере театрального искусства» и др.

Студенты, изучающие китайский и монгольские языки, проходят практику в КНР и Монголии.  Так, студенты, обучающиеся по специальностям «Туризм», «Культурология», проходят практику в Чаньчуньском политехническом университете (КНР); студенты, обучающиеся по специальности «Литературное творчество», – в Монгольском университете культуры и искусств.

В 2015 г. педагогами кафедры по РКИ  создан Центр подготовки и тестирования иностранных граждан (руководитель – к.ф.н., доцент А.В. Ринчинова, соруководитель – к.ф.н., доцент Ю.Ф. Прокопьева). Центр проводит комплексные экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих оформить разрешение на работу в РФ/патент, разрешение на временное проживание в РФ, вид на жительство в РФ,  оказывает консультационные услуги, организует занятия по русскому языку, истории России, законодательству РФ.

Научная работа

Одним из приоритетных направлений деятельности кафедры является НИР и НИРС. Научные интересы преподавателей определяются не только изучением языковых проблем регионального характера и вузовской лингводидактики, но и  охватывают широкий круг проблем (анализ дискурса, концептуальный анализ; проблемы социолингвистики, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации, речевого воздействия и аргументации; проблемы ономастики бурятского и английского языков; особенности языковой ситуации в Республике Бурятия; организация проектной работы  и др.). Кафедра осуществляет разработку комплексной темы «Динамика лингвокультурных процессов в национальных регионах современной России» (руководитель: д.ф.н., доц. Хилханова Э.В.).
            Преподавателями кафедры издано: 13 научных монографий; 2 топонимических словаря «Географические названия Республики Бурятия», «Топонимический словарь этнической Бурятии»; 1 библиографический указатель «Труды по ономастике исследователей Байкальского региона-2»; 1 сборник научных трудов «Язык и культура: межкультурная коммуникация, лингводидактика». Монографии «Ономастикон художественного произведения» (С. В. Шойбонова, Л. В. Шулунова), «Факторы коллективного выбора языка и этнокультурная идентичность у современных бурят» (Э.В. Хилханова) стали лауреатами Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга» 2005, 2007 гг. в номинации «Гуманитарные науки», проводимого Фондом развития отечественного образования (г. Сочи).

        Кафедра активно сотрудничает с ИМБИТ СО РАН (экспертиза кандидатских диссертаций по специальности 10.02.22 – языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (монгольские языки); БГУ (подготовка и издание топонимического словаря этнической Бурятии); экспертиза кандидатских диссертаций по специальности 10.02.19 – теория языка; экспертиза магистерских диссертаций  по специальности «Филология».

          За период с 2010-2015 гг. защищены 1 докторская диссертация по теме «Факторы языкового сдвига и сохранения миноритарных языков (дискурс-аналитический и социолингвистический подход)» на базе Алтайского государственного университета (Хилханова Э.В.) и 1 кандидатская диссертация по теме «Флоронимическая лексика бурятского языка» на базе ФГБУН Института языкознания РАН (Рупышева Л. Э.).

Педагоги кафедры активно публикуются в различных изданиях (всероссийских, международных, региональных), включая реферируемые издания (доц. Хилханова Э.В.,   ст. преп. Рупышева Л.Э., доц. Забанова Л.Е., Хобракова Л.М.), участвуют в международных, всероссийских и региональных конференциях. Интересен опыт доц. Хобраковой Л.М.   организации и проведения работы секции № 3 «Народная музыка: традиции и современность» в рамках V Всемирного конгресса Международной организации по народному творчеству (IOV) «Музыкальное творчество как фактор развития межкультурного диалога», в которой приняли участие ученые из Польши, Японии, Португалии, Казахстана, России. Подготовлены рецензии на научные монографии, научные сборники (проф. Хилханова Э.В.), дипломные работы (доц. Шойбонова С.В.), магистерские работы (доц. Шойбонова С.В.), учебно-методические пособия (проф. Хилханова Э.В., доц. Прокопьева Ю.Ф., Забанова Л.Е.), рецензируемые научные статьи (Шойбонова С.В.). Педагогами подготовлены отзывы на докторские и кандидатские диссертации (доц. Хилханова Э.В.), кандидатские диссертации (доц. Шойбонова С.В., Прокопьева Ю.Ф.), авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, редактировались научные статьи, информационные буклеты и документы (доц. Хобракова Л.М., Забанова Л.Е., Хилханова Э.В., Шойбонова С.В.,), переведены аннотации к научным статьям, информационные письма и документы (доц. Хобракова Л.М., Забанова Л.Е., Хилханова Э.В.).

Научно-исследовательская работа студентов

Традиционно большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. В рамках ежегодной студенческой научно-практической конференции преподаватели кафедры руководят учебно-исследовательскими работами студентов по таким направлениям, как «Язык и культура», «Язык и специальность», «Межкультурная коммуникация», а также творческо-исполнительскими работами на иностранных языках. О достижениях студентов свидетельствуют следующие факты, к примеру, научные статьи студентки Ринчиновой Ц. (322 гр.) были опубликованы в сборнике научного симпозиума с международным участием «Генеалогическая культура бурят: современный научно-образовательный дискурс» (БГУ, 2009); в сборнике научных и творческих работ студентов  ВСГАКИ в 2010 г. (науч. рук. к.ф.н., доц. Шойбонова С.В.). В 2015 г. студентка Садаева А. была награждена дипломом за 1 место в номинации «Best project» в Международном конкурсе на «Лучший студенческий научный проект на иностранном языке» на базе БГУ (науч. рук. д.ф.н., проф. Хилханова Э.В.). Студент Волобуев А.  был награжден Грамотой  БГУ за 3 место в межвузовском конкурсе риторов, студентка Раднаева Д. – Дипломом III степени Министерства образования и науки Республики Бурятии за 3 место в этнолитературоведческой секции IV традиционной межвузовской студенческой олимпиады, посвященной Году литературы в России и 65-летию Б.Д. Баяртуева и Дипломом I  степени Министерства образования и науки Республики Бурятии за 1 место в студенческой секции Научного Форума «ЭТНО: литературоведение и литературное образование», посвященного 80-летию проф. С.Ж. Балданова (науч. рук.  к.ф.н., доцент Шойбонова С.В.).

Студенческие команды под руководством педагогов кафедры иностранных языков и общей лингвистики ежегодно участвуют в Республиканских межвузовских олимпиадах по бурятскому, русскому и английскому языкам. За период с 2010-2015 гг. кафедрой были организованы и проведены XX,XXI, XXIII республиканские студенческие олимпиады по бурятскому языку (2012, 2013, 2015 гг.), которые прошли на высоком уровне, что было отмечено представителями Министерства образования и науки РБ, СМИ. Примечательно, что многие педагоги за активное участие в организации и проведении XXI, XXIII Республиканских олимпиад студентов высших учебных заведений получили Благодарности Министерства образования и науки Республики Бурятия (19 апреля 2013 г.; 17 апреля 2015 г.)  – доц. Хобракова Л. М., Шойбонова С. В., Нимаева И. Б., Ринчинова    А. В.

В 2016 г. руководители команд подготовили призеров следующих республиканских студенческих олимпиад: 1-е общекомандное место, 1-е, 2-е, 3-е в личном зачете по русскому языку - доц. Ринчинова А.В.; 2-е  общекомандное место, 1-е в личном первенстве  по бурятскому языку – доц. Нимаева И.Б., 3 е место в командном зачете  по английскому языку – доц. Хобракова Л.М., Забанова Л.Е. Примечательно, что многие педагоги за подготовку команд и активное участие в организации и проведении  XXIV Республиканской  олимпиады студентов высших учебных заведений по бурятскому языку получили Благодарности Министерства образования и науки Республики Бурятия, а также благодарности ректората ВСГИК (ВСГИК)   – доц. Ринчинова А.В.,  Нимаева И.Б., Забанова Л.Е., Хобракова Л. М., Шойбонова С.В., доц. Ринчинова А.В.- Почетную грамоту Министерства образования и науки Республики Бурятия – за долголетний добросовестный труд и большой вклад в развитие и совершенствование учебно-воспитательной работы института.

 На республиканских, региональных олимпиадах студенческие команды, подготовленные преподавателями кафедры иностранных языков и общей лингвистики, регулярно занимают призовые места в личном и командном первенстве. За период  с 2010-2015 гг. руководители команд подготовили призеров следующих республиканских студенческих олимпиад: 1-е, 2-е общекомандное место, 1-е, 2-е в личном зачете по русскому языку (2010, 2011, 2012, 2013 г., 2014, 2015 гг.) – доц. Ринчинова А.В.; 2-е, 3-е общекомандное место  по английскому  языку (2010, 2011, 2012, 2013, 2015 гг.) – доц. Хобракова Л.М.; 2-е общекомандное место, 1-е, 3-е место в личном зачете по бурятскому языку (2011, 2012 гг.); 1-е место в Межвузовском конкурсе ораторов (Носкова В. – 644 гр. ГКИ (2014 г.); специальный приз президента Академии Бурятоведения Монголии, доктора Ph.D М. Одмандах в III республиканской олимпиаде по традиционной бурятской словесности «ДYрбэн бэрхэ» (2014 г.) – доц. Шойбонова С. В.;  1-е, 2-е общекомандное место, 2-е, 3-е место в личном зачете по бурятскому языку (2010, 2013, 2014, 2015 гг.) – доц. Нимаева И.Б.; 3-е общекомандное место по немецкому языку (2010, 2011, 2012 гг.) – ст. преп. Рупышева  Л. Э.; 1-е общекомандное место, 1-е место в личном зачете во II городской Олимпиаде по туризму и краеведению среди студентов туристских специальностей высшего и профессионального образования (английский блок) 2015 г. – доц. Забанова Л. Е.;   2-е общекомандное место  в этнолитературоведческой секции и 3-е общекомандное место в этногенеалогической секции IV Традиционной межвузовской студенческой олимпиады, посвященной Году литературы в России и 65-летию Б.Д. Баяртуева  2015 г. - доц. Шойбонова С. В.

Работа со студентами

Важное значение на кафедре имеет воспитательная работа со студентами. Необходимо отметить подготовку команд к предметным олимпиадам (по английскому, русскому, бурятскому языкам), участие в Республиканском художественном конкурсе чтецов, проведение Дня Русского языка, концертов в рамках празднования Дня славянской письменности с участием китайских студентов, проведение Рождества на немецком языке в Доме Дружбы народов, экскурсий со студентами, квест-игры на знание бурятского языка, вечера-концерта под названием «Рождественские встречи», в котором приняли участие около 100 студентов, изучающих европейские и восточные языки в декабре 2015 г. Данные мероприятия имеют большое значение для знакомства с  культурами, понимания их специфики, приобщения к ценностям, воспитания толерантности и уважительного отношения к различным культурам.  Так, например,    в рамках 55-летнего юбилея ВСГИК был проведен Праздник русского языка (в октябре 2015 г.), в котором приняли участие иностранные студенты, изучающие русский язык. А это студенты из Китая, Кореи (всего  32 человека), обучающиеся в основном на факультетах танца и музыкального искусства. Следует отметить ежегодную работу в жюри региональной школьной олимпиады по бурятскому языку  (доц. Шойбонова С.В.), по русскому языку (доц. Ринчинова А.В.), студенческой республиканской олимпиады по китайскому языку (доц. Прокопьева Ю.Ф). Проводится профориентационная работа с 11-классниками средних школ города.

Повышение квалификации


Преподаватели кафедры стабильно повышают свою квалификацию. За отчетный период многие преподаватели прошли курсы повышения квалификации для ППС:

  • на международном уровне:  доц. Прокопьева Ю.Ф. прошла краткосрочное повышение квалификации по методике преподавания китайского языка на базе Чанчуньского политехнического университета (КНР) (28.06.12-11.07.12), а также повышение квалификации преподавателей китайского языка на базе Института Конфуция (БГУ); доц. Хобракова Л.М.и Забанова Л. Е. приняли участие в программе повышения квалификации Teachers’ Training Program for Teachers of  English для преподавателей ВУЗов, г. Дублин, Ирландия (18.08.13-31.08.13). Получен международный сертификат.
  • на российском уровне: доц. Прокопьева Ю.Ф., Шойбонова С.В. прошли курсы повышения квалификации «Национальная система тестирования по русскому языку как элемент реализации языковой политики государства. Технологии создания и использования тестов и тестовых заданий для сертификационного контроля и интенсификации учебного процесса» при ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина; (г. Москва, май 2015 г.) – 72 ч.; «Тестирование граждан зарубежных стран по русскому языку в рамках российской государственной системы тестирования. Комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ» (72 ч.). Получены удостоверения  и сертификаты тесторов   по данным  программам подготовки соответственно. В мае 2017 г. доц. Прокопьева Ю.Ф. прошла курсы на факультете повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на базе РУДН по программе дополнительного профессионального образования «Методика (теория и технология) лингводидактического тестирования в рамках Российской государственной системы тестирования граждан зарубежных стран (элементарный, Базовый, 1 сертификационный уровни). Тестирование по русскому языку лиц, претендующих на получение гражданства РФ. Комплексный экзамен по русскому языку как иностранному языку, истории России и основам законодательства РФ для иностранных работников (модуль «Русский язык») - 72 ч.

  • на региональном уровне: доц. Шойбонова С.В. Современный монгольский язык (БГУ) (2012 г.); ст. преп. Рупышева Л.Э. Второй Сибирский «День  учителя немецкого языка» (г. Иркутск) (2011 г.), Мобильный форум учителей и преподавателей немецкого языка (март, 2015 г.).

  • на академическом уровне:  доц. Забанова Л.Е., Хобракова Л.М. прошли  краткосрочное повышение квалификации по теме «Реализация компетентностного подхода в системе ВПО», май 2013 г. (72 ч. сертификат); доц. Хобракова Л.М., Забанова Л.Е., Шойбонова С.В. – «Актуальные вопросы организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС и ФЗ «Об образовании в РФ (№ 273-ФЗ от 29.12.2012»), январь-апрель 2014 г.); доц. Хобракова Л.М., Шойбонова С.В., Рупышева Л.Э. - «Нормативно-правовое и организационное обеспечение ФГОС 3/ФГОС 3+» , январь-июнь 2015 г. (ВСГАКИ, ЦДИО, г. Улан-Удэ (72 ч., сертификат); доц. Хобракова Л.М., Забанова Л.Е., Цыбденова Б.Ж.,  проф. Хилханова Э.В., ст. преп. Рупышева Л.Э. – «Модернизация образовательных программ в условиях реализации ФЗ «Об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012)» и ФГОС ВО» (ВСГИК, ЦЗиДО, г. Улан-Удэ (72 ч., сертификат); доц. Шойбонова С.В., Хобракова Л.М., Цыбденова Б.Ж., Хилханова Э.В. – «Теория и практика работы в системе управления курсами Moodle», 22 марта-29 апреля 2016.